МолоКо:


необыкновенный журнал об обыкновенных людях


Уникальный информационный проект расскажет о жизни молодых людей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников по-новому - без патетики, мифов и шаблонов.

МолоКо покажет настоящих людей, настоящие события, настоящие эмоции. Героями и авторами публикаций могут стать обыкновенные люди, каждый из вас.

Подробнее...

Главная » МолоКо » Факты » Дина Долбик: «Не бойтесь обращаться выше, если ЖЭС навстречу не идет».

Дина Долбик: «Не бойтесь обращаться выше, если ЖЭС навстречу не идет».

Как по инициативе молодых гродненок провели реконструкцию в подъезде жилого дома.

Однажды, еще во время первого этапа общественной кампании «Антибарьер», Дина Долбик обратилась к нам, ее участникам, с просьбой дать ссылки на документы, в которых перечислены существующие сегодня строительные нормы. Девушка рассказала, что ее подруга с инвалидностью не может беспрепятственно выходить из собственного дома и они обе твердо намерены эту проблему решить! Мы посоветовались, предоставили девочкам всю необходимую информацию и благополучно позабыли об этой истории.

Сегодня мы наконец узнаем, что же случилось дальше…

- Кто первый принял решениеобратиться за помощью по обустройству подъезда? Почему тебе захотелось в этом поучаствовать?

- Мы дружим с Леной (прим. автора: так зовут Динину подругу) уже больше 8-ми лет, с тех пор как вместе работали волонтерами на кухне в летнем христианском лагере и нас поселили в одну комнату. Поэтому мне захотелось ей помочь. Хотя, конечно, идея была Лены.Она живет в многоэтажке в Октябрьском районе, построенной в советское время. Подъезд там не приспособлен для тех, у кого трудности с передвижением. Моя подруга не колясочница; раньше ей для ходьбы постоянно нужен был спутник, на которого можно было опереться, а теперь, после нескольких операций, она довольно хорошо ходит сама, без помощи. Но все равно, ее устойчивость далеко не идеальная, и, особенно зимой, было трудно выйти из подъезда самой, она часто падала.

Раньше ситуация там была почти критичной: с одной стороны ступенек не было поручня, а с другой стороны был (и до сих пор есть) своеобразный пандус для экстремалов, с наклоном примерно 45 градусов и с поручнем. В общем, придумал и воплотил это сооружение явно тот, кто сам этим пандусом и поручнем пользоваться не собирался и даже не представлял, как это обычно делается.

Вместо того, чтобы спокойно спуститься по ступенькам или нормальному плавному пандусу, держать за перила, приходилось спускаться и подниматься по этому ужасному строению (зимой, кстати, скользкому), держась за единственный доступный поручень.

- Расскажи, пожалуйста, об алгоритме Ваших действий?

- Сперва подружка сама обивала порог своего ЖЭСа, пока ее пару раз вежливо не послали, не дали понять, что она ничего не получит и не стоит наглеть. Тогда Лена поделилась со мной, и мы решили обратиться в горисполком. Я составила и отправила (для верности сразу и в горисполком, и в облисполком) письмо с просьбой, описанием проблемы, ссылкой на законы (думаю, что это было важно – показать, что человек знает свои права) и фотографией подъезда.

Собственно, моя роль заключалась в том, что я сфоткала подъезд, составила и отправила письмо (через электронное обращение на сайте).

Спустя пару недель отношение к Лене в ЖЭСе резко поменялось (видимо, настучали им «по шапке»), ей позвонили, пришли, подлатали ступеньки (они уже тоже были в плохом состоянии) и установили поручень со второй стороны, чтобы не надо было спускаться по экстремальному сооружению. До установки другого нормального пандуса, правда, делопока не дошло (прим. автора: как рассказала сама Лена, его пообещали сделать, когда будут проводиться работы по благоустройству дома) но и так стало намного лучше!

Стоит добавить, что буквально несколько дней назад, на имя Дины снова пришло письмо следующего содержания:

-Можешь ли ты вспомнить о проблемах, с которыми Вы столкнулись?

-Я лично не столкнулась с проблемами. Лена – да, во время общения с ЖЭСом до того, как мы написали письмо. Нежелание ЖЭСа идти навстречу, помочь, выполнить свои прямые обязанности, наконец… А главное отсутствие вежливости и уважения к человеку.

-Какие рекомендации ты можешь дать людям, которые, возможно, захотят последовать Вашему примеру?

-Ну, скажем так, надо пользоваться тем, что есть. В смысле, раз сейчас эта схема действует именно таким образом (далеко не совершенным), то ею можно пользоваться в том виде, в котором она есть. Конечно, я бы предпочла, чтобы такие вещи решались как-то более стратегически, что ли (улыбается).Чтобы «безбарьерка» была одним из постоянных приоритетов местной администрации, чтобы над этой проблемой работали постоянно, а не только когда кто-то пожалуется в облисполком... Но пока это, судя по всему, не так. Получается, что местный ЖЭС может не пойти навстречу человеку с инвалидностью, но при этом боится получить нагоняй от своего начальства (горисполкома или облисполкома). Мы убедились, стоит пытаться обращаться выше, если ЖЭС навстречу не идет. И, конечно, важно знать законы! Ссылаться на нормы, цитировать их. Чтобы было понятно, что человек действительно разобрался в теме и знает свои права, чтобы его не держали за дурачка, одним словом…

- Окей. Немного отойдем от темы…Ты долгое время жила в Чехии. Можешь ли сравнить ее с нашей страной,с точки зрения удобства инфраструктуры, в том числе, и для людей с инвалидностью?

-Честно говоря, особого внимания на доступность инфраструктуры там не обращала. Возможно, Чехия, в этом плане, пока еще отстает от той же Германии, где, хочешь не хочешь, а обязательно заметишь, как все замечательно и как много инвалидов на улицах… Там это очевидно даже тому, кто очень далек от темы. В Чехии мне так не показалось. Например, бордюры много где есть, особенно в центре городов. Очень многие здания, особенно старые (в том числе немало университетских факультетов), не приспособлены для колясочников.

Но есть в Чехии и многие вещи, которых у нас в Беларуси пока нет. Например, знаю, что в моем универе, в Брно, есть целый большой отдел, который занимается обеспечением доступности высшего образования для людей, имеющих самые разные сложности (незрячих, глухих и слабослышащих, колясочников и т. д.). Он разрабатывает специальные программы, помогает с поиском ассистента и т. д. В Брно у меня нет знакомых студентов с инвалидностью, поэтому не могу сказать, насколько отдел практически полезен. Но я думаю, что он на самом деле толковый, потому что видела, как ответственно мой университет подходит ко всякой своей затее (за что его очень уважаю). Кстати, такие отделы, в Чехии, есть далеко не везде. Там это пока еще не само собой разумеющаяся вещь.

Еще хороший пример – часть чешскогогородского транспорта и поездов приспособлена для колясочников (низкая посадка, специальные выдвижные платформы). Причем на остановках и в интернете всегда есть пометки в расписании, какой трамвай (или автобус) придет в определенное время - с низкой посадкой или без. И тех, которые с низкой, немало – навскидку, примерно половина от общего количества транспорта. Это очень удобно для многих людей – например, для меня, когда я везла тяжелые чемоданы в Чехию или наоборот (улыбается).

Не могу не спросить, напоследок, как ты относишься к общественной компании «Антибарьер»? Что, на твой взгляд, может сделать ее более эффективной?

-Хорошо уже то, что она есть! Я приветствую каждую полезную инициативу в нашем городе и вообще в Беларуси. А насчет рассуждений о том, как сделать работу более эффективной – я не настолько в теме… Может, стоит больше работать с органами власти, обращать их внимание на проблемы, добиваться того, что должно быть по закону?!

Хочется надеяться, что со временем положительных примеров взаимодействия людей и органов власти будет становиться все больше и больше…

    Анна Яшина Фото Яны Песняк, а также из личного архива героев

    Брак с инвалидом: бесконечная социализация вместо счастливой семьи
    Первый гродненский Burger King стал доступен маломобильным людям благодаря специальной кнопке «вызова помощи»
    Лайфхак для тех, кто «на колесах». Шесть гродненских улиц, где можно нарваться на препятствие